21 марта на площадке НИУ «Высшая школа экономики» прошел круглый стол «Психологическая самооборона: как противостоять новым схемам банковских мошенников». Ключевым событием круглого стола стал одноименный доклад – очередной из серии исследований в рамках совместного большого проекта Центра медиапрактик НИУ «Высшая школа экономики» и Банка Уралсиб. Исследования посвящены тематике мошенничества в банковской сфере и эффективного противодействия этому явлению.
Тема третьего исследования – психологические аспекты мошенничества, приемы психологического воздействия мошенников на своих жертв, а также как им противостоять. Обсудить эти насущные вопросы собрались эксперты в области финансов и профессиональные психологи – Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков, директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин, Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова и клинический психолог, коуч руководителей высшего звена РАНХиГС Юлия Харитонова.
Доклад «Психологическая самооборона: как противостоять новым схемам банковских мошенников» представил заместитель заведующего Центром медиапрактик Андрей Жуков. Он отметил в частности, что что в последние годы наблюдается устойчивый рост вишинга (от англ. Voice и phishing) – вида киберпреступлений, в которых мошенники используют телефоны для кражи личных конфиденциальных данных жертв. «Борьба с банковскими мошенничествами напоминает описанное Жюлем Верном соревнование производителя снарядов и брони. Это бесконечный процесс, поскольку новые схемы мошенничества появляются чуть ли не каждую неделю», – сказал эксперт. Согласно февральскому опросу ВЦИОМ, чаще всего с звонками мошенников сталкиваются жители крупных городов (85% жителей Москвы и Петербурга), а также люди с высшим и неполным высшим образованием (77%). При этом люди склонны думать, что они никогда не попадутся на удочку мошенников. «Такая самоуспокоенность опасна, – поясняет Жуков. - На это в том числе рассчитывают мошенники. Они выбирают для звонков время, когда мозг еще не проснулся или занят каким-то делом, стараются перегрузить нас информацией, вводят человека в состояние стресса, когда мозг перестает работать». По словам эксперта, чтобы не стать жертвой вишинга – полезно повышать свою стрессоустойчивость, развивать навыки фактчекинга, не сообщать личных данных и не принимать скоропалительных решений. А еще – тренироваться говорить «нет».
Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков обратил внимание, что в последнее время злоумышленники все чаще используют социальные сети и мессенджеры. «Борьба с банковскими мошенниками – это прерогатива не столько банковской системы, сколько правоохранительных органов», – убежден эксперт.
Директор НАПКА Борис Воронин полагает, что время мошенников-одиночек прошло. Сегодня выманиванием персональных данных у вкладчиков занимаются хорошо организованные преступные группы, которые активно используют методы социальной инженерии. «К сожалению. Можно прогнозировать, что нас ждет виток еще более глубокой социальной инженерии. На каждого человека можно найти такой психологический «крючок», чтобы обмануть. Это вопрос наших «слабых мест» и момента, когда мы будем не готовы к нападению злоумышленников», – подчеркнул Воронин.
Участвовавшая в подготовке доклада коуч руководителей высшего звена РАНХиГС Юлия Харитонова обратила внимание на то, что современные мошенники хорошо «считывают» психологическое состояние и тип собеседника: «Высоки шансы стать жертвой кибермошенников у эмпатичных людей, которые умеют слушать других, сопереживать их проблемам и часто готовы прийти на помощь. Люди с высокой самокритикой также могут стать жертвами аферистов с высокой долей вероятности: строгое отношение к себе делает нас беззащитными перед проявлением «заботы». Людей с повышенным уровнем тревожности легко вывести на иррациональное поведение. В числе жертв мошенников могут оказаться и виктимные люди. Причина виктимности — дефицит внимания и любви от родителей, неприятие со стороны сверстников, буллинг. Это порождает подсознательный страх: в любой момент может случиться что-то плохое. Мошенники умеют быстро считывать, с кем имеют дело, в том числе по голосу».
Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова опровергла расхожее мнение, что мошенники используют гипноз: «Мошенники используют не гипноз, а манипулятивные техники. Манипуляторы вводят вас в особое психическое состояние, ставя в ситуацию мгновенного выбора». При этом, по ее словам, даже, кто знает правила поведения с мошенниками, попав в эмоционально сложную ситуацию, часто забывают все правила. В своем выступлении Макарова сделала акцент на помощи тем, кто уже пострадал от мошенников. Эти люди не только потеряли деньги, но и получили сильную психологическую травму. «Зачастую проходит много времени, прежде чем у таких людей восстанавливается чувство самости, самоуважение к себе. Всем, кто стал жертвой мошенников, в той или иной степени нужна психологическая поддержка и помощь».